Город у моря

6


Разговор, подслушанный в 101м автобусе
- Да, не тот нынче Кронштадт, не тот. Вот двадцать лет назад - да... а потом приехал - народу море, машин в четыре раза больше.
- Да ну. Всё равно спокойно. Ты на Питер посмотри, вот где суета. Разве в Питере незнакомые люди в транспорте будут разговаривать?
- По сравнению с Питером у нас пионерлагерь..."

Посетить Кронштадт планировалось ещё задолго до самой поездки, так что несмотря на ночную сессию, на следующий же день мы с организовались в дальнюю вылазку. Добраться до Кронштадта несложно, на метро до ст. Старая деревня, потом час на 101м автобусе и усё, вы на месте.
"Транспортный хаб" у Старой Деревни. Трамвайное кольцо, слева остановка автобусов, недалеко отсюда и троллейбусная конечная. Увы, уехать отсюда на трамвае нельзя, в направлении центра ничего не идёт.


Автобусы 101го маршрута ходят не то чтобы совсем часто, но интервал невелик, к тому же можно и в интернете ознакомиться с расписанием. Проезд, как и во всём наземном транспорте, стоит 19 рублей, несмотря на дистанцию почти в 40 км. По-видимому, маршрут льготный, всё-таки на других видах транспорта до острова не доберёшься. Для сравнения, из Петергофа на муниципальном 200м автобусе куда меньшую дистанцию мы проехали за 38 целковых, хотя как Петродворец, так и Кронштадт являются районами СПб. А есть ещё и коммерческие маршруты, цены там ещё выше (Честно говоря, наличие огромной орды маршрутчиков, разъезжающих на чем-то среднем между газелью и пазегом, меня неприятно удивило). Загрузившись в 101й, едем. Рядом притулились два велотуриста со своими конями, их наличие здорово разнообразило часовую поездку. А за окном красивейшие места - по Приморскому шоссе проезжаем Лахту, Ольгино, Лисий Нос. Рядом идёт Сестрорецкая ветка (задним числом подумал, что можно было выстроить маршрут с её участием. Но уж больно неудобно...). Затем грандиозная развязка с КАД - тут и жд-платформа есть. Но что наснимаешь из автобуса... Въезжаем на дамбу. Дорога по дамбе однообразная, по сторонам бескрайнее море, только водопропускные сооружения да форты Кронштадта разнообразят пейзаж. Вот впереди показался большой остров, издалека видно только купол какого-то крупного храма. Почти доехали. Проезжаем ещё одну развязку и вот мы уже в Кронштадте. Прямо возле КАД стоит небольшой райончик с девятиэтажками, самая новая застройка города. Проезжаем немного и выгружаемся у Гостиного двора (Да, здесь тоже есть Гостиный двор, Летний сад и Обводный канал).
Это симпатичное здание - городская библиотека.


Обводный канал. В отличие от питерского, сугубо оборонительный.


Идём по скверу вдоль канала. Здесь тоже много приезжих, но, в отличие от СПб, как мне показалось, здесь в основном питерцы. Народ набирает опавшую листву и и фотосессится.


Улица Советская. Бывшие Офицерские флигели, сейчас просто жилые дома. За ними загадочные руины, одна из местных военных частей.


Вот это уже советская застройка. Противоскоростной вал, наверное, единственный в городе. К слову сказать, в 40тысячном Кронштадте нет ни одного светофора. Вообще.


Переходим канал


Якорная площадь и загадочное сооружение инопланетян,


оно же - Морской собор в реставрационных лесах. Собор явно великоват для города, его силуэт легко разглядеть даже из Петергофа.


Памятник адмиралу Макарову


Мост через Петровский овраг. Как я понял, дно оврага ниже уровня воды в Финском.


А дальше опять нашлось место для советской застройки. Аутентичные пятиэтажки и старинная застройка стоят вплотную.


Выходим к Средней гавани


Что-то боевое стоит...


Петровский канал


и поворотный Доковый мост. Мост "однополосный" с деревянным покрытием. И ничего, разъезжаются.


Петровский док. Выглядит подзаброшенным, хотя корабли сюда периодически загоняют


Итальянский пруд. Где-то здесь есть фонтаны, в тот момент неработающие


Кронштадский футшток, "исходный пункт нивелирной сети России"

Просто улица


422я школа. Знакомый проект, в Березниках есть точно такие же.


Руины оборонительных сооружений


Сквозь препоны в виде гаражного кооператива выбираемся на северный берег. Вдалеке видны грандиозные сооружения дамбы.


От северного берега мы идём в обратную сторону к гавани (было намерение уехать в Ломоносов на метеоре, но подлые составители расписания нас обломали). Навстречу попалась компания молодняка. Неужели окраинная шпана? Та не, неформалы какие-то... Кронштадт невероятно спокойный и уютный городок, совершенно непохожий на наши уральские города аналогичного размера. Сказывается всё-таки то, что город был закрытым до 90х.
Машинная школа, ныне Морской техникум. В здании с большим окном когда-то располагалась действующая учебная модель парового котла.


Местное граффити


Городской пляж у Ленинградской пристани. Даже пляж здесь с основательной каменной обкладкой


Пирс Ленинградской пристани и заводская гавань Морского завода.


Загадочное сооружение инопланетян в вечернем освещении


Вот и всё на сегодня.

Комментарии

спасибо за экскурсию

Бальзам на душу! Кронштадт! Я там служил, сначала там были наши дежурные позиции, а потом и вся часть. Она и сейчас там. Спасибо!

В какие годы служили?
Уникальный город, этот Кронштадт. Нет там ни дворцов, ни музеев крупных, а сколько всего интересного... Многие туристы ленятся сюда ехать, а зря.
Кстати, сообразил я, что же это за футшток. Нивелирная сеть-то - высотная. Его нуль - средний уровень Финского залива - и есть тот самый "уровень моря", от которого в нашей стране отмеряются все высоты.

Сообразил он. А я тебе о чём талдычил? Соберусь с мыслями - напишу пост поподробней о футштоке, нулевой отметке и синем мосте в Питере... Щас соберусь Улыбаюсь

Да, я чёт на пулково-42 зациклился Улыбаюсь
Впирёт, буду ждать твоего поста.